Скачать ноты
1. Adagio - Allegro
2. Adagio
3. Vivace
4. Allegro – Allegro

запись из официальной фонотеки барочного ансамбля `Voices of Music` (Сан-Франциско)



Andrew_Popoff (03.01.2017 00:11)
Александр, большое спасибо за то, что познакомили с этим чудесным коллективом!

alexa_minsk (03.01.2017 20:10)
Andrew_Popoff писал(а):
Александр, большое спасибо за то, что
познакомили с этим чудесным коллективом!
Ансамбль высочайшего мирового уровня.
Лично меня удивляет, что этот ансамбль из США. Подобным уровнем исполнения барочной
музыки обычно славятся европейские музыканты.
И тем не менее, ура им!

Npur (28.08.2022 03:08)
Не могу оценить как хорошую идею посадить домбриста с огромной балалайкой в классический
смычковый ансамбль для исполнения прекрасного кончерто гроссо номер 4 Корелли. Лучше бы
они усилили партии первых и вторых скрипок основного ансамбля, пригласив дополнительно
одного-трех скрипачей на каждый голос, для плотного звучания Tutti. Все-таки это
выдающийся кончерто гроссо гениального мастера с обязывающим уровнем исполнения, а не
домашняя вечеринка `кого смогли, того набрали` - слушайте переборы струн гигантской
балалайки-цитры-теорбы. Как мы все знаем, кончерто гроссо строится на контрасте, а также
созвучии соло и тутти. Здесь не удалось почувствовать эту особенность кончерто гроссо,
зато уважили щипателя струн... Пардон, не хочу никого обидеть, но мне кажется, столь
фривольно обращаться с прекрасными произведениями и выдавать их за высокое исполнение -
где-то даже профанировать глубину идей и умалять бесконечную красоту музыки 17-18 веков.

Volovikelena (28.08.2022 21:51)
Npur писал(а):
Не могу оценить как хорошую идею посадить домбриста с
огромной балалайкой в классический смычковый ансамбль для исполнения прекрасного кончерто
гроссо номер 4 Корелли.
Все-таки это выдающийся кончерто гроссо гениального мастера с обязывающим уровнем
исполнения, а не домашняя вечеринка `кого смогли, того набрали` - слушайте переборы струн
гигантской балалайки-цитры-теорбы.
Когда читала Ваш комментарий о балалайке, была
согласна на все 100: балалайка и Корелли - звучит условно не лучшим образом. А дальше
взяло любопытство, как там на бас-балалайке концерт прозвучит с русским акцентом.
Открыла. И теперь хочу сказать Вам две вещи:
1. Большое спасибо Вам за то, что обратили моё внимание на чудесную запись. Исполнение
великолепное. И камерный оркестр, пусть и минимальный, и к ансамблю ближе, но звучание
вполне оркестровое, учитывая наличие органа-позитива и теорбы.
Кстати, о теорбе.
Во времена Корелли теорба ещё использовалась в оркестре. Не так интенсивно, как в первой
половине 17 века, но ещё была востребована. Теорба - род лютни с бурдонными
струнами-басами, дублировала обычно клавесинную или органную партию в оркестре для
усиления звукового объёма в басах.
Чем Вам не угодил это профессиональный инструмент раннего барокко, непонятно. Ансамбли
20-21 века стремятся к максимально аутентичному исполнению. В принципе, стопроцентного
аутентичного воспроизведения барочной музыки быть не может, и аутентика здесь всегда будет
условной, но это уже совсем другая тема. А пытаться приблизиться к инструментальному
составу второй половины 17 - начала 18 веков разве предосудительно? Не вижу причин, равно
как и называть теорбу балалайкой. У них, конечно, одна природа - струнные-щипковые. Но на
этом, собственно, основное сходство и заканчивается. Инструменты очень разные даже по
манере звукоизвлечения, хотя внешняя схожесть есть.
Теорба в ансамбле выполняет свою басовую функцию, не создает диссонанса в тембровом
восприятии, не мешает и довольно гармонично вписывается в общую оркестровую ткань.
Так что категорически с вами не согласна по поводу и роли теорбы в оркестре, и по
поводу, прошу прощения, весьма нелестного Вашего отзыва о ней и не очень грамотного
сравнения с балалайкой. Простите, если я Вас обидела, но не вступиться за аутентичный
инструмент не могу.

Opus88 (28.08.2022 23:22)
Есть музыка для слушателей -`слушательская`, есть `композиторская` (графоманов и
эксцентриков много), а есть `исполнительская` - замечательно как исполнили, аутентично или
с прочими `видениями` (` я художник, я так вижу`). По мне так - намного дальше от Корелли,
как я его себе представлял из других записей. Но если кому-то нравится - так и не зря
`перформанс` значит.
Запись качественная, слушать приятственно, спасибо за размещение.

Npur (29.08.2022 03:46)
Volovikelena писал(а):
Простите, если я Вас обидела, но не вступиться
за аутентичный инструмент не могу.
Нет, что Вы, нисколько меня не обидели. Размещая
такой комментарий и назвав теорбу гигантской балалайкой, было понимание, что прилетит мне.
Отлично, что Вы узнали и положительно оценили данную запись. Я в курсе, что за инструмент
теорба и для чего его включают в ансамбли старинной музыки. Но берем издание нот Корелли
12 Кончерти гросси, опус 6 от 1714 года. Смотрим: солирующие инструменты, concertino -
первая скрипка, вторая скрипка, виолончель (cello); основной оркестр, concerto grosso -
первая скрипка, вторая скрипка, виола, бассо. Ага, вот оно поле для интерпретаций -
`бассо`! Однако теорба использовалась в раннем барокко и почти вышла из употребления к
моменту, когда Корелли только родился, то есть в середине 17 века. А 12 Кончерти гроссо,
опус 6 Корелли впервые были изданы в 1714 году, год спустя после его смерти. Понимаем, что
теорба на тот момент вышла из употребления уже полвека, как минимум. Поэтому мною это и
воспринялось анахронизмом. Я не против аутентичности, но не люблю перегибы с нею. Или Вы
не против послушать ноктюрны Шопена, исполненные не на фортепиано, для которого написаны,
а на клавичембало или клавикорде? Уместно ли это будет? Ну а что, тоже ведь клавишные
инструменты, родственники, почему бы и нет? Лично я с удовольствием послушаю лютневые
произведения Доуленда, потому что он писал музыку для лютни, но не могу, извините, слушать
басовую лютню в кончерти гросси Корелли, потому что ее партии там нет по умолчанию и
правилам исполнения итальянских скрипичных концертов 18 века, и звучание теорбы режет
слух, разрывая божественную гармонию струнных смычковых. Мое субъективное мнение, не
претендую на истину. И мною высказано мнение, что ансамблю не достает скрипачей и
виолончелистов (даже альтист один у них - маловато будет), чтобы соответствовать
исполнению жанра именно итальянского кончерто гроссо, а вот теорбу в помощь бассо континуо
зачем-то включили, хотя бассо континуо в виде чембало или портатива в этих концертах
играет четверостепенную роль. Получается, что там, где композитор делает акцент, не
хватает, но там, где идет дополнение, перегружено ненужным нагромождением условно
архаичного инструмента. Грешат, грешат современные ансамбли старинной музыки такими
`оригинальными`, как они думают, приемами. И музыка звучит по-другому у них. На мой слух,
хуже. Но радуюсь, что Вам запись понравилась.

Npur (29.08.2022 04:12)
Уже представляю, как в больших симфонических оркестрах появились испанские гитары...
Звучит симфония Чайковского и в помощь скрипкам бренчат струны гитар, а в помощь литаврам
выстукивают ложками об коленки ложкари. Аутентично же, почему бы и нет? Художники они
такие, так видят. И слушатели в восторгахъ...

Anonymous (29.08.2022 14:11)
Npur писал(а):
Уже представляю, как в больших симфонических оркестрах
появились испанские гитары... Звучит симфония Чайковского и в помощь скрипкам бренчат
струны гитар, а в помощь литаврам выстукивают ложками об коленки ложкари. Аутентично же,
почему бы и нет? Художники они такие, так видят. И слушатели в
восторгахъ...
Сравнивать Чайковского и Корелли крайне неправильно, ибо они из разных
эпох. Ведь, что хорошо для одной эпохи, то может быть плохо для другой.
В Корелли партия бассо континуо может быть как клавесин+виолончель+теорба, может без
теорбы, может орган-позитив+теорба. И то, и то правильно. Потому что партия континуо
полностью вариабельна.

Npur (29.08.2022 20:15)
Anonymous писал(а):
Сравнивать Чайковского и Корелли крайне
неправильно, ибо они из разных эпох. Ведь, что хорошо для одной эпохи, то может быть плохо
для другой.
В Корелли партия бассо континуо может быть как клавесин+виолончель+теорба, может без
теорбы, может орган-позитив+теорба. И то, и то правильно. Потому что партия континуо
полностью вариабельна.
У Корелли, в его кончерти гросси, партия бассо континуо может
быть только клавесин и виолончель. Лютни всех видов в бассо континуо характерны для первой
половины 17 века! Кто Вам сказал, что партия бассо континуо полностью вариабельна? Ну
тогда все в музыке полностью вариабельно и мутирует, подчиняясь вкусам и прихотям
конкретного руководителя. Партия бассо континуо вариабельна, но в разумных пределах. В
17-18 веках, в эпоху барокко, были правила соответствия семействам инструментов. Группу
солирующих смычковых струнных сопровождала виолончель или басовая виола, использовать в
бассо континуо арфы, лютни, теорбы было принято в начале 17 века. Спустя сто лет,
поверьте, кончерти гросси исполняли по правилам соответствия семейств инструментов. А
сейчас, да, ансамбли старинной музыки варьируют, даже не оглядываясь ни на правила
соответствия, ни на гармонию звучания произведения. Это повсеместно и уже считается
нормой, но так неправильно. Хотите полной аутентичности - сделайте строго по канонам
компоновки ансамбля именно того периода, когда написано произведение, а не набивка
диковинными инструментами в угоду сегодняшней моде, с разбросом плюс-минус 100 лет от
появления конкретного опуса. Вроде как, у ансамбля не хватает настоящих исполнителей, зато
пустим пыль в глаза - сделаем свою `фишечку` с домбристом, пусть и не к месту. Еще раз
настаиваю и утверждаю - теорбе место в произведениях, например, Монтеверди, но никак не у
Корелли. Я не сравниваю Корелли и Чайковского, для меня это несравнимо в пользу Корелли,
они абсолютно несовместимые создатели музыки из разных миров. Но, поверьте, придет, если
уже не пришло, и к композиторам 19 века фривольное толкование их симфоний и опер. И
зазвучит симфония Манфред в концертных залах консерваторий под взвывы саксофонов и запилы
электрогитар. Народ будет рукоплескать, но ценители классики с хорошим вкусом будут знать
правду...

Volovikelena (30.08.2022 00:11)
Npur писал(а):
Я не против аутентичности, но не люблю перегибы с нею.
Или Вы не против послушать ноктюрны Шопена, исполненные не на фортепиано, для которого
написаны, а на клавичембало или клавикорде? Уместно ли это будет? Ну а что, тоже ведь
клавишные инструменты, родственники, почему бы и нет?
Нет, для Шопена это совершенно
неуместно. Если честно, я очень не люблю и исполнения его музыки на роялях середины 19
века. Понимаю, что Шопен играл именно на таких, но ухо избаловано роялями современными. И
Шопена, как и Листа, воспринимать на старинном Плейелевском или Эраровском рояле для меня
мучительно.

Но теорба не так ярко `высказывается в оркестре, как солирующий рояль или как колесная
лира, например. Мне доводилось слышать `Времена года` Вивальди с колесной лирой. Вот это
был тембр так тембр. Весьма разнообразил наш и без того `заштампованный шлягер`. У каких
только инструментов Вивальди не отметился. Но с колесной лирой это было забавно, задорно и
очень заметно на фоне струнного ансамбля. А теорбу здесь, фактически, не слышно. Правда,
слушала без наушников. А ещё она для публики не только необычный звук, но и своеобразный
элемент барочного декора.

Npur (30.08.2022 01:27)
Volovikelena писал(а):
А теорбу здесь, фактически, не слышно. Правда,
слушала без наушников. А ещё она для публики не только необычный звук, но и своеобразный
элемент барочного декора.
Да, Вы правы - слушать Бетховена и Шопена на инструментах
тех лет совсем не Стейнвей или Беккер 20 века, и даже советское фортепиано Лира будет
звучать обертональней и выразительней, мне кажется.
Мое ухо выхватывает отрывистый треск теорбы в певучем созвучии смычковых. Что ж, вкусы
разные. Когда-то довелось дискутировать с профессором Гнесинки, как раз, об аутентичности
и достоверности исполнения старинной музыки. Моя позиция была за аутентичность.



 
     
Наши контакты