Скачать ноты

I. ДУХОВНЫЕ
1. Сон Богородицы
2. Егорий Храбрый
4. Лазарь
4. Страшный суд
5. Книга голубиная

II. БЫЛИНЫ
6. Королевичи из Крякова
7. Кострюк
8. Никита Романович
9. Гришка Отрепьев
10....Читать дальше
I. ДУХОВНЫЕ
1. Сон Богородицы
2. Егорий Храбрый
4. Лазарь
4. Страшный суд
5. Книга голубиная

II. БЫЛИНЫ
6. Королевичи из Крякова
7. Кострюк
8. Никита Романович
9. Гришка Отрепьев
10. Василий Окульевич
11. Братья-разбойники и сестра
12. Птицы и звери

III. СВАДЕБНЫЕ
13. Рассказали: Федот - пива не пьет
14. Не были ветры
15. Ты, река ли, моя реченька
16. Ах, пивна ягода по сахару плыла
17. Много, много у сыра бора
18. Не надеялась маменька
19. Дружки, подружки, голубки мои
20. Уж вы, гуси, вы, гуси
21. Винограды
22. Есть на горочке деревцо

IV. ХОРОВОДНЫЕ
23. Я во сад пошла
24. Наша улица широкая
25. Утушная

V. ПРОТЯЖНЫЕ
26. Калинушка да с малинушкой
27. Эко сердце, эко бедное мое
28. Да тебе полно ж, милой, по лугу гулять
29. Уж ты, зимушка, да ты зима холодная
30. Стлала, стлала полковница мягкую перину

Х Свернуть

I. ДУХОВНЫЕ // с винилового диска 1976г. издания
      (73)  


alexa_minsk (08.05.2017 06:33)
I. ДУХОВНЫЕ
1. Сон Богородицы
2. Егорий Храбрый
4. Лазарь
4. Страшный суд
5. Книга голубиная

Twist7 (08.05.2017 08:19)
Спасибо.
Постникова, как всегда, молодец.
Но дикция у чтеца ужасная ((

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 08:24)
Twist7 писал(а):
Спасибо.
Постникова, как всегда, молодец.
Но дикция у чтеца ужасная ((
Так небось это Рождественский? Вроде похож. Манера его,
во всяком случае.

alexa_minsk (08.05.2017 08:31)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Так небось это Рождественский? Вроде
похож. Манера его, во всяком случае.
Рождественский, конечно же.

А то всё бахи да шуберты.
А вот и наш БАЛАКИРЕВ.
Гармонизация русских песен упоительная...

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 08:42)
alexa_minsk писал(а):
Рождественский, конечно же.

А то всё бахи да шуберты.
А вот и наш БАЛАКИРЕВ.
По мне, какое-то странное сочинение. Милий Алексеевич
Чайковского ругмя ругал за обработки русских песен (тоже в 4 руки), но Чайковского-то
можно слушать, а тут я, во всяком случае, не ухватываю. Уже во второй раз в жизни
попытался влезть, и не могу. Нет, даже в третий - и сам пытался поиграть тоже. А у ПИ как
всегда, от души лепит что в голову придет, иной раз и неплохо выходит. Мы с Сашей
Беломестновым, Царствие ему Небесное, записали когда-то.
А у МА все кажется каким-то неживым и придуманным. Или, может, объяснит кто. Вот у
Ляпунова другое дело сборник. У Лядова.

kozakol2008 (08.05.2017 09:25)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот у Ляпунова другое дело
сборник
Интересно было бы послушать пятнадцатый опус Ляпунова... Кстати, в Архиве нет
и 47-го, и 48-го. Не исполняют что ли? Вообще, Ляпунов как-то неполно представлен.

alexa_minsk (08.05.2017 09:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...Или, может, объяснит
кто.
Авторское предисловие к сборнику гласит:
«Предлагаемые 30 песен заимствованы мною из сборника, составленного в 1866 году
экспедициею Императорского Русского Географического Общества, причем напевы были записаны
для одного голоса без гармонизации покойным Г.О.Дютшем. Гармонизуя и перелагая их для
фортепиано в 4 руки, я имел в виду сделать так, чтобы каждая из песен представляла собой
законченную маленькую пьеску, для чего мне пришлось к некоторым из них приделать маленькие
вступления, заключения и варианты».

Это не объяснение, конечно. Просто информация.

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 09:31)
alexa_minsk писал(а):
Авторское предисловие к сборнику гласит:
«Предлагаемые 30 песен заимствованы мною из сборника, составленного в 1866 году
экспедициею Императорского Русского Географического Общества, причем напевы были записаны
для одного голоса без гармонизации покойным Г.О.Дютшем. Гармонизуя и перелагая их для
фортепиано в 4 руки, я имел в виду сделать так, чтобы каждая из песен представляла собой
законченную маленькую пьеску, для чего мне пришлось к некоторым из них приделать маленькие
вступления, заключения и варианты».

Это не объяснение, конечно. Просто информация.
Да-да, это понятно, но я о самой
музыке говорю, не могу ухватить, что автор имел в виду.

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 09:37)
kozakol2008 писал(а):
Интересно было бы послушать пятнадцатый опус
Ляпунова... Кстати, в Архиве нет и 47-го, и 48-го. Не исполняют что ли? Вообще, Ляпунов
как-то неполно представлен.
Опусов я не помню. Имел в виду тетрадку его обработок
русских песен для голоса и ф-но, как стандартно делали в то время. `Со вьюном я хожу`, до
обморока можно дойти слушая. У Ляпунова есть иногда прорывы, но иногда и некая
водянистость, увлекался, видимо. Симфонии обе идут с удовольствием у меня. Ф-ная музыка
слабее воспринимается. Много раз пытался ее задать студентам, но всякий раз, подумамши, не
задавал. Только прелюдию и фугу однажды, и то фуга послабее, зато прелюдия да. Девчонка
очень хорошо играет, тут есть в архиве. Не знаем, были ли у них заимствования с Запада, не
всегда могу знать или уловить. Вчера как раз 2-й концерт Брамса проходили, ну Мусоргский и
Мусоргский, просто обороты гармонические те же, и какой-то дух общий. А если брать у
Рейнеке, то и выходить бледная муть. Хотя Чайковский у Бургмюллера неплохо.

alexa_minsk (08.05.2017 09:39)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да-да, это понятно, но я о самой музыке
говорю, не могу ухватить, что автор имел в виду.
мне это сочинение не кажется
каким-то концептуальным и значимым.
Меня привлекают здесь музыкальные красоты русской мелодики, их не совсем обычная (для
меня, дилетанта) гармонизация.
И особое, очень важное значение в этой записи имеет словесно-текстовая часть, поясняющая
содержание песен.
Красота-то какая, в этой нашей РУССКОЙ сказочности...

abcz (08.05.2017 10:41)
alexa_minsk писал(а):
Гармонизация русских песен
упоительная...
скучно-неправильная, по мне

alexa_minsk (08.05.2017 10:44)
abcz писал(а):
скучно-неправильная...
Вы же композитор, у Вас
правильное мнение.
Балакирев, ну, он всего ли ж Балакирев...

musikus (08.05.2017 10:50)
alexa_minsk писал(а):
Вы же композитор
Конечно

musikus (08.05.2017 10:53)
alexa_minsk писал(а):
Рождествеский, конечно же.
Всегда узнал бы
голос Г.Н., его басок. Но здесь не похоже на него. Актерствует что ли... Что до самих
песен... Как ф-ная музыка, не интересно всё это. Это, скорее, для фольклористов.

alexa_minsk (08.05.2017 10:56)
musikus писал(а):
Не похоже на Г.Н. Актерствует что ли...
Это
точно он. Так указано в аннотации к виниловому диску `Мелодии`, на конверте.
(Оцифровка не моя. Взята с `Погружения`, из свежих добавлений)

musikus (08.05.2017 11:08)
alexa_minsk писал(а):
Это точно он. Так указано в аннотации к
виниловому диску `Мелодии`, на конверте.
(Оцифровка не моя. Взята с `Погружения`, из свежих добавлений)
Вам верю. Но странно
что-то...

alexa_minsk (08.05.2017 11:13)
musikus писал(а):
Вам верю. Но странно что-то...

https://www.discogs.com/Балакирев-Виктория-Постникова-Геннадий-Рождественски/master/11165
69

Я голос Рождественского не слишком-то помню, хоть и ранее, очень давно, по советскому
телевидению, слышал не раз. Вряд ли бы он для этой записи кого-то пригласил читать текст.
Слышно, что здесь не профессиональный актер.
Уверен - это он. Интонации его.

alexa_minsk (08.05.2017 11:45)
musikus писал(а):
Это, скорее, для фольклористов.
Не только.
Я не фольклорист, но мне это очень интересно и очень нравится.

musikus (08.05.2017 11:46)
alexa_minsk писал(а):
голос Рождественского
У меня хорошая
память на голоса, и `профессорский` тембр ГН мне хорошо знаком, тем более, что не раз
слышал его вживе. Есть он и в записи, например - на двойном диске 4-й ДДШ, на диске с
мелодекламациями, на видео с его лекциями и пр. Здесь же не похоже. Не знаю в чем дело.

musikus (08.05.2017 11:47)
alexa_minsk писал(а):
Не только.
Я не фольклорист, но мне это очень интересно и очень нравится.
Нормально.

abcz (08.05.2017 11:58)
alexa_minsk писал(а):
Вы же композитор, у Вас правильное мнение.
Балакирев, ну, он всего ли ж Балакирев...
я не композитор, просто, модальная техника
(среди западно ориентированных музыкантов) тогда была в зачаточном состоянии и Б, хоть и
старался, был недостаточен, к тому же, (по мне) неизобретателен в этой технологии. Ни Р-К,
ни Ч даже и не пытались как-то под это дело мимикрировать, поэтому всё, что они делали,
было неправильно, но нередко интересно, тем не менее, а Р-К попросту определил чуть не на
столетие способ обработок народной русской (шире, славянской и - далее - любой) песни
всеми народниками РИ-СССР и абсолютным большинством академиков. И нельзя сказать, что всё
это было мусором. Отнюдь нельзя.

abcz (08.05.2017 12:00)
musikus писал(а):
У меня хорошая память на голоса, и `профессорский`
тембр ГН мне хорошо знаком, тем более, что не раз слышал его вживе. Есть он и в записи,
например - на двойном диске 4-й ДДШ, на диске с мелодекламациями, на видео с его лекциями
и пр. Здесь же не похоже. Не знаю в чем дело.
это совершенно определённо он, но
отчего-то не так вальяжен, как обычно, и читает замедленно, неловко. Может нездоров, или
совсем поздняя запись?
А. АМ уже ответил. Ну, ничего.

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 13:14)
abcz писал(а):
совсем поздняя запись?
Не поздняя. Я ее слышал в
середине 80-х.

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 13:23)
abcz писал(а):
я не композитор, просто, модальная техника (среди
западно ориентированных музыкантов) тогда была в зачаточном состоянии и Б, хоть и
старался, был недостаточен, к тому же, (по мне) неизобретателен в этой технологии. Ни Р-К,
ни Ч даже и не пытались как-то под это дело мимикрировать, поэтому всё, что они делали,
было неправильно, но нередко интересно, тем не менее, а Р-К попросту определил чуть не на
столетие способ обработок народной русской (шире, славянской и - далее - любой) песни
всеми народниками РИ-СССР и абсолютным большинством академиков. И нельзя сказать, что всё
это было мусором. Отнюдь нельзя.
Я очень согласен, думаю, более того, что и у Глинки,
и у Балакирева были некие довольно смутные идеи о том, что делать в музыке дальше, но
просто еще время не пришло. Поздние упражнения Глинки в контрапункте, это нечто. А
Балакирев вел вот в такую сторону. У Мусоргского, может быть, кое-что можно встретить
тоже, как и у Шопена, кстати. В мазурках в основном. Не случайно Балакирев/Ляпунов так о
Глинке благоговели. Может, те отзвуки еврейской музыкальной культуры, которые у Шопена
есть в мазурках, тут и играют немалую роль. Но тут у Балакирева все в более школьных
рамках, немножко робко, что ли. А потом этот `восток` так удачно пророс в среднеазиатских
работах советских к-ров.

alexa_minsk (08.05.2017 13:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не поздняя. Я ее слышал в середине
80-х.
записи с винилового диска `Мелодии` 1976г. издания

musikus (08.05.2017 15:39)
abcz писал(а):
Б, хоть и старался, был
недостаточен
Непатриотично, увы, но мне кажется, что этот опус Б. - лишнее
подтверждение тому, что русская ф-ная музыка - в сравнении с западно-европейской -
по-настоящему началась только со Скрябина, Рахманинова, Прокофьева. А до этого ее, в
сущности, не было.

Andrew_Popoff (08.05.2017 15:51)
musikus писал(а):
Непатриотично, увы, но мне кажется, что этот опус
Б. - лишнее подтверждение тому, что русская ф-ная музыка - в сравнении с
западно-европейской - по-настоящему началась только со Скрябина, Рахманинова, Прокофьева.
А до этого ее, в сущности, не было.
А `Исламей`? По-моему, гениальный опус - и
музыкально, и по новизне фактуры. А `Картинки с выставки` - гениальный фортепианный опус.
Именно как фортепианный. Свежий, оригинальный и, конечно же, русский.

Mikhail_Kollontay (08.05.2017 16:06)
Andrew_Popoff писал(а):
А `Исламей`? По-моему, гениальный опус - и
музыкально, и по новизне фактуры. А `Картинки с выставки` - гениальный фортепианный опус.
Именно как фортепианный. Свежий, оригинальный и, конечно же, русский.
И в этом
согласен, и то думаю, что русские в это время занимались не прикладными вещами в музыке, а
фундаментальной наукой, экспериментировали, а результаты пришли позднее. Все подряд
новаторы и экспериментаторы, Глинка, Даргомыжский, о кружке Балакирева что и говорить.
Если на Западе что-то находили, но складывали крылушки и дальше не особо шли или даже
двигались назад, как в их более поздних опусах Шуман и Брамс, то тут совсем были другие
девизы и тернии.

abcz (08.05.2017 16:08)
musikus писал(а):
Непатриотично, увы, но мне кажется, что этот опус
Б. - лишнее подтверждение тому, что русская ф-ная музыка - в сравнении с
западно-европейской - по-настоящему началась только со Скрябина, Рахманинова, Прокофьева.
А до этого ее, в сущности, не было.
в сущности, да. Вал пошёл в ХХ в. Но русская
лирическая миниатюра - вещь вполне уникальная и замечательная, начиналась на полста лет
раньше, а уж когда говорят: `первый концерт`...

alexshmurak (08.05.2017 16:14)
musikus писал(а):
русская ф-ная музыка - в сравнении с
западно-европейской - по-настоящему началась только со Скрябина, Рахманинова,
Прокофьева.
этому, наверное, вполне объективные политические и культурные причины. в
конце 19 начале 20 века музыка стала именно буржуазной городской модой, культом, а не
чем-то обслуживающим. в отличие от литературы и театра, которые и в начале 19 века играли
суперроль. кто что думает?

musikus (08.05.2017 17:43)
abcz писал(а):
в сущности, да. Вал пошёл в ХХ в. Но русская
лирическая миниатюра - вещь вполне уникальная и замечательная, начиналась на полста лет
раньше, а уж когда говорят: `первый концерт`...
И `первый`, и два других, и Фантазия,
которые мало ему уступают (но ПИЧ все же только исключение, подтверждающее правило). Я же
имею в виду, прежде всего, камерные формы ф-но, столь развитые в западно-европейской
традиции и столь скудные в России до самого конца XIX в. и, тем более, еще раньше. Взять,
хотя бы, вариационные формы, сонату... Разве обе сонаты П.И. - сонаты?

musikus (08.05.2017 17:53)
alexshmurak писал(а):
этому, наверное, вполне объективные
политические и культурные причины. в конце 19 начале 20 века музыка стала именно
буржуазной городской модой, культом, а не чем-то обслуживающим. в отличие от литературы и
театра, которые и в начале 19 века играли суперроль. кто что думает?
Трудно понять
как наличие или отсутствие развитых фортепьянных форм зависит от буржуазной городской
моды. В конце XIX-го века уж скорее был запрос на сугубо развлекательные формы, к которым
музыку Скрябина вряд ли можно отнести. Если не считать, конечно, `декаданса` и модные
оккультные штучки...

abcz (08.05.2017 17:58)
musikus писал(а):
Я же имею в виду, прежде всего, камерные формы
ф-но, столь развитые в западно-европейской традиции и столь скудные в России до самого
конца XIX в. и, тем более, еще раньше. Взять, хотя бы, вариационные формы, сонату... Разве
обе сонаты П.И. - сонаты?
камерные (как аккомпанемент) формы-то были вполне
распространены (вокальная музыка). Что сонат не было - это ясно, соната - жанр
классицистский (все романтические сонаты с этой точки зрения - не сонаты), а Россия
классицизм счастливо миновала. Строго говоря, весь XVIII-й в. и начало XIX-го русская
музыка только осваивала формы западно-европейского музыкального мышления, ясно, это быстро
не делается. А XIX-й (со 2-й четверти), это уже романтизм, это уже совсем другой уровень и
формы мышления. И тут Мусоргский не только догнал, но и на полста лет перегнал Европу. Но
он был всё ещё довольно одинок, понятно.

alexshmurak (08.05.2017 18:09)
musikus писал(а):
Трудно понять как наличие или отсутствие развитых
фортепьянных форм зависит от буржуазной городской моды
русская аристократия запросов
на фортепианную музыку не давала. в отличие от всяких князей которые заказывали сонаты
бетховену, к примеру. а салонов типа тех, в которых выступали шопен-лист -- тоже не было.
не было именно бытовой культуры игры на роялях крутой музыки, было что-то глубоко
обслуживающее, вторичное. и только всеобщий экономический и культурный подъём конца 19
начала 20 века изменил ситуацию, позволил появиться беляевым, мамонтовым (или как там
звали оперного магната, где дирижировал рахманинов) и т. д.

alexshmurak (08.05.2017 18:09)
musikus писал(а):
В конце XIX-го века уж скорее был запрос на сугубо
развлекательные формы, к которым музыку Скрябина вряд ли можно отнести
нет.
совершенно точно нет. Скрябин был именно модным, культовым композитором, его все
обсуждали. почитайте Сабанеева (да наверняка читали)

alexshmurak (08.05.2017 18:10)
musikus писал(а):
Если не считать, конечно, `декаданса` и модные
оккультные штучки...
да Скрябин был полностью погребён под декадансом и оккультизмом,
просто нам повезло, что кроме этого, он был гением

abcz (08.05.2017 18:16)
alexshmurak писал(а):
да Скрябин был полностью погребён под
декадансом и оккультизмом, просто нам повезло, что кроме этого, он был гением
вряд ли
он был погребён. Он их очень ярко выражал, уж скорей.

musikus (08.05.2017 18:19)
alexshmurak писал(а):
нет. совершенно точно нет. Скрябин был именно
модным, культовым композитором, его все обсуждали. почитайте Сабанеева (да наверняка
читали)
Мы же говорили о буржуазной культуре, к которой Скрябина вряд ли можно
отнести впрямую. Он был моден в кругах весьма узких.

musikus (08.05.2017 18:22)
alexshmurak писал(а):
да Скрябин был полностью погребён под
декадансом и оккультизмом
Только в конце. Перелом к декадансу лишь где-то после 3-4-й
сонаты... А ранний Скрябин абсолютно чистый, прозрачный романтик, без всякой оккультной
мути...

abcz (08.05.2017 18:27)
alexshmurak писал(а):
русская аристократия запросов на фортепианную
музыку не давала. в отличие от всяких князей которые заказывали сонаты бетховену, к
примеру.

а салонов типа тех, в которых выступали шопен-лист -- тоже не было. не было именно
бытовой культуры игры на роялях крутой музыки, было что-то глубоко обслуживающее,
вторичное. и только всеобщий экономический и культурный подъём конца 19 начала 20 века
изменил ситуацию, позволил появиться беляевым, мамонтовым (или как там звали оперного
магната, где дирижировал рахманинов) и т. д.
отчего ж не давала? Давала, только тому
же Бетховену

и салоны были. Правда, только салоны и были и только в столицах, да в 10-ке крупных
городов. А в Европе столицы были через каждые 100 километров. Разница.
Конечно, и экономические вещи сыграли роль (и немалую; Журденов сильно не хватало), но
тут гораздо больше факторов: и разрежённость населения, и малое количество и удалённость
друг от друга городов, и отсутствие профессиональных, цеховых традиций, и жёсткое
сословное разделение существовавших проф. традиций (скоморохи, монахи, сказители,
ритуалисты vs жонглёры-майстерзингеры-монахи-бастарды-придворныемузыканты).

alexa_minsk (08.05.2017 18:28)
musikus писал(а):
Только в конце. Перелом к декадансу лишь где-то
после 3-4-й сонаты... А ранний Скрябин абсолютно чистый, прозрачный романтик, без всякой
оккультной мути...
лично мне поздний Скрябин какой-то чужой, неожиданно ставший
`странным`. Его ранние сочинения мне более `понятны`, их хочется слушать.

musikus (08.05.2017 18:39)
alexa_minsk писал(а):
лично мне поздний Скрябин какой-то чужой,
неожиданно ставший `странным`. Его ранние сочинения мне более `понятны`, их хочется
слушать.
Можно понять. Но и поздний С. - это тоже ведь всё человеческое. Ну как,
скажем, живопись сюрреалистов, особенно таких как Кирико, Дельво. Отражение внутреннего
мира.

alexa_minsk (08.05.2017 19:01)
musikus писал(а):
...живопись сюрреалистов, особенно таких как
Кирико, Дельво...
для меня это чуждо. Увы. Или наоборот. Не все пласты искусства
каждая личность может принять для себя. Да и невозможно это. Разума не хватит воспринять
всё, что создала человеческая цивилизация.

musikus (08.05.2017 19:18)
alexa_minsk писал(а):
- для меня это чуждо.
- Разума не хватит
- Это главное.
- Объять необъятное, как известно, нельзя. Но в пределах своего интереса - вполне
доступно и даже желательно.

musikus (08.05.2017 19:24)
Andrew_Popoff писал(а):
А `Исламей`? По-моему, гениальный опус - и
музыкально, и по новизне фактуры. А `Картинки с выставки` - гениальный фортепианный опус.
Именно как фортепианный. Свежий, оригинальный и, конечно же, русский.
Этого аргумента
следовало, конечно, ожидать. Но ни `Исламей`, ни `Картинки` не образуют понятия `русская
фортепьянная музыка`, сопоставимого с западной традицией.

Aelina (08.05.2017 19:25)
musikus писал(а):
Но в пределах своего интереса - вполне доступно и
даже желательно.
Даже в пределах своего `узкого` интереса это удается единицам.

abcz (08.05.2017 19:29)
musikus писал(а):
Этого аргумента следовало, конечно, ожидать. Но ни
`Исламей`, ни `Картинки` не образуют понятия `русская фортепьянная музыка`, сопоставимого
с западной традицией.
не очень справедливо, на мой взгляд, сопоставлять фортепианную
музыку одной страны со всей западной традицией, излишний максимализм. Если же взять
какую-то одну страну, да хоть Британию, Россия вполне ничего себе выглядит.

musikus (08.05.2017 21:17)
abcz писал(а):
не очень справедливо, на мой взгляд, сопоставлять
фортепианную музыку одной страны со всей западной традицией, излишний максимализм. Если же
взять какую-то одну страну, да хоть Британию, Россия вполне ничего себе выглядит.
Да,
сравнивать фортепьянную Россию с одной Англией в этом контексте удобно. По аналогии с
боксом - два мухача. Тогда как вся Европа - супертяж.

abcz (08.05.2017 21:27)
musikus писал(а):
Да, сравнивать фортепьянную Россию с одной Англией
в этом контексте удобно. По аналогии с боксом - два мухача. Тогда как вся Европа -
супертяж.
удобно, да. Вся Европа?
Ну, давайте сравним (отдельно) с Францией. Разительно? С Италией (ай, какая музыкальная
страна-то). Сильно круче фортепьянизм? Испания, Чехия, Польша, Скандинавия, Прибалтика
(целыми регионами).
Шибко круче?
На самом деле - Австрия и Германия - монстры. Но кто с ними сравнится в этом?

musikus (08.05.2017 21:45)
abcz писал(а):
На самом деле - Австрия и Германия - монстры. Но кто с
ними сравнится в этом?
Это правда. Тем не менее, если иметь в виду вообще клавир, то
были ведь и английские вёрджиналисты, были Рамо и Ф.Куперен, был Д.Скарлатти. Всё это тоже
формировало огромную европейскую культуру клавира.

abcz (08.05.2017 22:38)
musikus писал(а):
Это правда. Тем не менее, если иметь в виду вообще
клавир, то были ведь и английские вёрджиналисты, были Рамо и Ф.Куперен, был Д.Скарлатти.
Всё это тоже формировало огромную европейскую культуру клавира.
но у нас-то этого
времени, как времени музыки вообще не было. Играли на гуслях. В салонах играли на
псалтирях, иногда на клавесинах, но совершенно ведь убогие вещи.
И вдруг такой скачок.

musikus (08.05.2017 22:53)
abcz писал(а):
И вдруг такой скачок.
Скачок то скачок, но
догнать было трудно.

abcz (08.05.2017 23:01)
musikus писал(а):
Скачок то скачок, но догнать было трудно.
это
да

Andrew_Popoff (08.05.2017 23:03)
musikus писал(а):
Этого аргумента следовало, конечно, ожидать. Но ни
`Исламей`, ни `Картинки` не образуют понятия `русская фортепьянная музыка`, сопоставимого
с западной традицией.
Мне кажется странным сопоставлять русскую музыку со всей
западной. Ладно бы с немецкой или с итальянской, французской. Но согласитесь, сравнивать
часть (а русская музыка тоже составная часть европейской) с целым - это неблагодарное
занятие. Целое обычно больше.

Opus88 (08.05.2017 23:53)
alexa_minsk писал(а):
лично мне поздний Скрябин какой-то чужой,
неожиданно ставший `странным`. Его ранние сочинения мне более `понятны`, их хочется
слушать.
А для меня ранний Скрябин - вариации Шопена (очень хорошие, талантливые, но
вариации).
А поздний Скрябин - что-то такое с огромным потенциалом, но так и не достигшее
кульминации.

Opus88 (08.05.2017 23:57)
Andrew_Popoff писал(а):
Мне кажется странным сопоставлять русскую
музыку со всей западной. Ладно бы с немецкой или с итальянской, французской. Но
согласитесь, сравнивать часть (а русская музыка тоже составная часть европейской) с целым
- это неблагодарное занятие. Целое обычно больше.
Так до Глинки и не было почти
ничего.
А Глинка поучился старательно, в том числе у Джона Филда, и такие традиции развил, что на
них очень многие ориентировались в Европах.

musikus (09.05.2017 01:16)
Andrew_Popoff писал(а):
сравнивать часть (а русская музыка тоже
составная часть европейской) с целым - это неблагодарное занятие.
Разговор алогично
съехал в область каких-то количественных сравнений. Причем здесь это?Я же говорил о
качестве, а не о количестве. Мой тезис в этом смысле был прост: в русской музыкальной
традиции, фактически ведущей свою историю только с XIX-го века, фортепьянная музыка вышла
на уровень, сопоставимый с уровнем многовековой европейской традиции, только на рубеже
XIX-ХХ веков.

Andrew_Popoff (09.05.2017 02:36)
musikus писал(а):
Мой тезис в этом смысле был прост: в русской
музыкальной традиции, фактически ведущей свою историю только с XIX-го века, фортепьянная
музыка вышла на уровень, сопоставимый с уровнем многовековой европейской традиции, только
на рубеже XIX-ХХ веков.
Но как же? А `Картинки с выставки`? А `Исламей`? Ну, в конце
концов, самый исполняемый в мире фортепианный концерт, написанный в 1875? Разве мало?
А русская музыкальная традиция имеет очень далёкие корни. И что из того, что они не во
всём русские, а ещё и итальянские и немецкие? Она же не на пустом месте возникла. Да и не
существует никаких стерильно чистых традиций.

Andrew_Popoff (09.05.2017 03:17)
alexshmurak писал(а):
русская аристократия запросов на фортепианную
музыку не давала. в отличие от всяких князей которые заказывали сонаты бетховену, к
примеру. а салонов типа тех, в которых выступали шопен-лист -- тоже не было.
Да нет,
всё было. Разумеется, узок был этот круг, и в нём царила (вполне оправданная на тот
момент) мода на иностранщину. А вот широкая мода на пианистов действительно в конце 19 в.
возникла. И именно из-за того, что публика сильно обуржуазилась и расширилась. Но не
только на пианистов. Певцов жаловали ещё больше. А вот, скрипачей и виолончелистов и
поныне как-то средне. Отчего, не знаю. Просто загадка какая-то.

Mikhail_Kollontay (09.05.2017 04:38)
alexshmurak писал(а):
да Скрябин был полностью погребён под
декадансом и оккультизмом, просто нам повезло, что кроме этого, он был гением
Вот я
почему-то про Шуберта прямо почти так же могу сказать. Спасибо!

Mikhail_Kollontay (09.05.2017 04:41)
alexshmurak писал(а):
русская аристократия запросов на фортепианную
музыку не давала. в отличие от всяких князей которые заказывали сонаты бетховену, к
примеру. а салонов типа тех, в которых выступали шопен-лист -- тоже не было. не было
именно бытовой культуры игры на роялях крутой музыки, было что-то глубоко обслуживающее,
вторичное. и только всеобщий экономический и культурный подъём конца 19 начала 20 века
изменил ситуацию, позволил появиться беляевым, мамонтовым (или как там звали оперного
магната, где дирижировал рахманинов) и т. д.
Мне кажется, это был общий
антиромановский подъем, вдохновляемый не забывавшим о старобоярстве старообрядчеством, и
удивительно, что в ее наивности вел.кн.Елисавета не понимала, что она роет под свою же
семью, когда поддерживала это всё. Святость она и есть святость, ей всё равно, что она же
и первой убита будет, а сначала ее муж.

musikus (09.05.2017 11:23)
Andrew_Popoff писал(а):
Но как же? А `Картинки с
выставки`?
Опять `Картинки`... Ну, что, мне надо вспоминать клавирные произведения
Баха и его сыновей, Генделя,555 сонат Скарлатти, 60 с лишним сонат Гайдна, сонаты,
вариации и концерты Моцарта, сонаты, концерты Бетховена, сонаты, экспромты, муз. моменты
Шуберта, фортепьянное творчество Шумана, Шопена, Брамса, Листа и т.д.? Добавьте еще сюда
Фильда, Алькана... Сопоставимо это с `Картинками` и `Исламеем`? Я, как говорится, никому
не уступлю любви к русской музыке, но куда деть реальные факты? Обязательно ли опять и
опять называть Россию родиной слонов и апельсинов? Зачем самого себя оглуплять?

abcz (09.05.2017 14:55)
musikus писал(а):
Опять `Картинки`... Ну, что, мне надо вспоминать
клавирные произведения Баха и
не понимаю о чём спор. То, что Россия включилась в
европейский культурный контекст сравнительно поздно - факт истории. Но будучи включена в
него (с XIX в. самое позднее), она уже не может быть ему противопоставлена. Все эти
бахи-скарлатти-вёрджиналисты в равной мере (как культурная история) принадлежат уже и ей
тоже.

musikus (09.05.2017 15:08)
abcz писал(а):
Все эти бахи-скарлатти-вёрджиналисты в равной мере
(как культурная история) принадлежат уже и ей тоже.
Да, как предмет потребления. Но
при крайне вялом творческом отклике на это. Что как-то странно.

abcz (09.05.2017 15:23)
musikus писал(а):
Да, как предмет потребления. Но при крайне вялом
творческом отклике на это. Что как-то странно.
`крайне вялый творческий отклик` - на
что и когда?
Если говорить о полифонии - Шостакович и Щедрин (романтизм естественно пропадает,
имитационная полифония для него мало характерна, хотя `Подвижной контрапункт строгого
письма` написан Танеевым). Если говорить о симфониях. А надо? Ах да. Сонат не писали и
вариаций. Вариаций писали много, на самом деле. Но всё на русские темы, да и композиторы
не ахти какие заметные. А заметные не писали. И я говорил, почему. Это классицистские
жанры. Романтики предпочитали фантазирование, малые формы.
Что ещё остаётся?

musikus (09.05.2017 15:40)
abcz писал(а):
- `крайне вялый творческий отклик` - на что и когда?
- Шостакович и Щедрин
- `Подвижной контрапункт строгого письма` написан Танеевым).
- Если говорить о симфониях.
- Вариаций писали много, на самом деле. Но всё на русские темы, да и композиторы не
ахти какие заметные. А заметные не писали. И я говорил, почему.
- Это классицистские жанры. Романтики предпочитали фантазирование, малые формы.
-
Ах Вы не поняли... Я сравнивал западно-европейскую фортепьянную литературу с российской.
- При чем здесь они-то? Я говорил о XIX веке - до рубежа с ХХ-м.
- Ку-ку.
- Вот именно. Слабо всё очень.
- При чем здесь жанры, романтики? Было всяко...

abcz (09.05.2017 15:52)
musikus писал(а):
- Ах Вы не поняли... Я сравнивал
западно-европейскую фортепьянную литературу с российской.
- При чем здесь они-то? Я говорил о XIX веке - до рубежа с ХХ-м.
- Ку-ку.
- Вот именно. Слабо всё очень.
- При чем здесь жанры, романтики? Было всяко...
- я понял. А кому было ей
заниматься? Вы сравниваете ведь со всей Европой, а это сотни очень сильных композиторов,
каких в России хорошо если 2 десятка наберётся в этом периоде. И интересы этих
композиторов - опера и симфонические жанры, а вовсе на салонное музицирование.
- потому что некому (опять же). В Европе католики, протестанты - у этих есть `социальный
заказ` на инструментальную полифонию. Кому она нужна в России?
- ку
- и в третий раз: это классицистские жанры. Вариационные циклы романтиков - уникальны и в
Европе. Сонат мало пишут и в Европе.
- при всём. Каждой эпохе свой жанровый спектр характерен.

musikus (09.05.2017 18:49)
abcz писал(а):
- я понял. А кому было ей заниматься? Вы сравниваете
ведь со всей Европой, а это сотни очень сильных композиторов, каких в России хорошо если 2
десятка наберётся в этом периоде. И интересы этих композиторов - опера и симфонические
жанры, а вовсе на салонное музицирование.
- потому что некому (опять же). В Европе католики, протестанты - у этих есть `социальный
заказ` на инструментальную полифонию. Кому она нужна в России?
- ку
- и в третий раз: это классицистские жанры. Вариационные циклы романтиков - уникальны и в
Европе. Сонат мало пишут и в Европе.
- при всём. Каждой эпохе свой жанровый спектр характерен.
Ладно. Будем считать, что
Вы поняли. Но я, в отличие от Вас, не все понял. Думаю, что в XIX в. дело с `о ч е н ь с
и л ь н ы м и к о м п о з и т о р а м и` (на душу населения) обстояло тогда в России не
хуже, чем в Европе, писать было кому (я, оказывается, больше патриот, чем Вы). А в Европе
форт. музыку, как, скажем, и стихи, ведь писали не на социальный заказ, это же не
церковная служба, тут Вы что-то попутали. Ну и т.д. Впрочем, продолжать скучно. DIXI.

abcz (09.05.2017 19:08)
musikus писал(а):
Ладно. Будем считать, что Вы поняли. Но я, в
отличие от Вас, не все понял. Думаю, что в XIX в. дело с `о ч е н ь с и л ь н ы м и к о
м п о з и т о р а м и` (на душу населения) обстояло тогда в России не хуже, чем в Европе,
писать было кому (я, оказывается, больше патриот, чем Вы). А в Европе форт. музыку, как,
скажем, и стихи, ведь писали не на социальный заказ, это же не церковная служба, тут Вы
что-то попутали. Ну и т.д. Впрочем, продолжать скучно. DIXI.
ну откуда им взяться-то
было, композиторам в России? Профессиональной традиции никакой, социальный состав
совершенно иной - редкие дворяне-дилетанты всё, царский двор - один (а в одной Германии
штук сорок правительственных дворов, и, естественно, дворни), соответственно и количество
заказов и салонов (в которых исполнялась фортепианная музыка блестящего стиля) в сто раз
больше.
Скучно, так скучно.

Andrew_Popoff (09.05.2017 22:31)
musikus писал(а):
Обязательно ли опять и опять называть Россию
родиной слонов и апельсинов?
Да зачем? Зачем противопоставлять Русскую музыку всей
Европейской? Никто не спорит, что слоны и апельсины - порождение вей европейской культуры.
И от нас там несколько вполне здоровеньких розовых слонят. :)

musikus (10.05.2017 00:02)
Andrew_Popoff писал(а):
Да зачем? Зачем противопоставлять Русскую
музыку всей Европейской?
(В старом анекдоте обидчивая женщина так переиначивает
вполне безобидную фразу мужа, что в итоге восклицает: `Мам, он меня сукой назвал!` )Пора
напомнить, что я с самого начала говорил о том (лишь о том), что русская фортепьянная
музыка стала ближе к европейской традиции только на рубеже 19-20 в.в., а до той поры была
бедновата. Вот и всё.

Andrew_Popoff (10.05.2017 00:20)
musikus писал(а):
я с самого начала говорил о том (лишь о том), что
русская фортепьянная музыка стала ближе к европейской традиции только на рубеже 19-20
в.в., а до той поры была бедновата. Вот и всё.
Тут спорить не буду. Всегда хочется
больше, чем есть. :)

Volovikelena (31.12.2020 02:38)
alexshmurak писал(а):
а салонов типа тех, в которых выступали
шопен-лист -- тоже не было. не было именно бытовой культуры игры на роялях крутой музыки,
было что-то глубоко обслуживающее, вторичное. и только всеобщий экономический и культурный
подъём конца 19 начала 20 века изменил ситуацию, позволил появиться беляевым, мамонтовым
(или как там звали оперного магната, где дирижировал рахманинов) и т. д.
Да почему же
не было? Были - музыкально-литературные салоны были, куда музыканты приглашались в
обязательном порядке. У Одоевского, князя Виельгорского, Дельвига и много ещё. И Глинка с
Даргомыжским играли, да и пели сами регулярно и модными композиторами педагогами вокала
считались. И Балакирев по первости играл много довольно, пока не ушел в композицию, БМШ и
`Могучую кучку`.



 
     
Наши контакты