Скачать ноты

Комическая опера (зингшпиль) в шести картинах
Либретто Ганса Адлера по роману Кристофа Мартина Виланда «Абдериты»
Действие происходит в древнегреческом городе Абдера в 5-м веке до н.э. (во...Читать дальше
Комическая опера (зингшпиль) в шести картинах
Либретто Ганса Адлера по роману Кристофа Мартина Виланда «Абдериты»
Действие происходит в древнегреческом городе Абдера в 5-м веке до н.э. (во времена Демокрита)
Действующие лица:
Струтион, зубной врач и знахарь (бас)
Антракс, погонщик осла (тенор)
Кробила, его жена (альт)
Горго, его дочь (сопрано)
Филиппид, судья (баритон)
Физигнатус, адвокат Струтиона (тенор)
Полифонус, адвокат Антракса (бас)
Пфрим, глава цеха сапожников (баритон)
Агатюрсус, первосвященник храма Язона (разговорная роль)
Стробилус, верховный жрец храма Латоны - покровительницы Абдеры (тенор)
Салабанда (сопрано)
Секретарь Агатюрсуса (разговорная роль)
Совет десяти
Народ

1-я картина
Зубной врач Струтион арендует осла, чтобы доехать до соседнего города. Владелец животного Антракс сопровождает его пешком. В полдень, изнемогая от жары, Струтион останавливается и опускается на землю в тени осла. Увидев это, Антракс требует дополнительную плату за пользование тенью его осла, чем вызывает возмущение Струтиона. Оба возвращаются в Абдеру - пусть их спор разрешит судья. Пронырливые адвокаты Физигнатус и Полифонус спешат предложить им свои услуги.
Судья Филлипид тяготится своими обязанностями и рад, что рабочий день окончен и можно отправиться в театр. Но в этот момент к нему являются Струтион и Антракс вместе с адвокатами. Выслушав суть дела и доводы сторон, судья не может решить, кто из них прав. Он просит привести осла в надежде, что это поможет правосудию, но осмотр предмета спора не приносит результата. В конце концов, судья призывает противников забыть свою распрю - она так ничтожна по сравнению с величественной картиной мира… Спорщики бурно протестуют, и судье приходится назначить день для подробного судебного разбирательства. Осла уводят в общественные конюшни Абдеры.
2-я картина
Все население Абдеры разделилось на две партии – «ослы» и «тени». Пфрим, глава влиятельной гильдии сапожников, встает на сторону Струтиона и Физигнатуса. Втроем они обсуждают намерение Антракса заручиться поддержкой первосвященника Агатюрсуса, о котором известно, что он большой любитель женщин. В качестве ответной меры Пфрим предлагает обратиться непосредственно к народу. Лозунги типа «Свободу народу!», «Право на труд!», «35-часовая рабочая неделя!» людям понравятся и обеспечат «теням» большинство.
3-я картина
Антракс с женой и дочерью и адвокат Полифонус действительно мечтают о покровительстве Агатюрсуса – это создаст нужный противовес влиянию Пфрима. Антракс отказывается от услуг Салабанды, близкой знакомой первосвященника, предлагающей представить его этой важной персоне за определенную плату, и решает действовать самостоятельно, используя в качестве приманки свою дочь Горго. План удается, юная девушка производит впечатление на Агатюрсуса, он изъявляет желание как можно чаще слушать ее пение и обещает помочь Антраксу в борьбе за справедливость.
4-я картина
В городе разгорается нешуточная политическая борьба, происходят народные волнения. К храму Язона стекаются возбужденные толпы. «Тени» выступают за то, чтобы судебный процесс перешел в ведение Совета десяти, а «ослы» хотят передать его Большому совету четырехсот. Первосвященник через секретаря просит Пфрима утихомирить людей, но сапожника никто не слушает. Тогда на балкон выходит сам величественный Агатюрсус, его демагогические речи производят успокаивающее действие. Цель достигнута – Пфрим посрамлен. В заключение первосвященник приглашает всех желающих, независимо от партийной принадлежности, отдохнуть и закусить во дворе храма.
5-я сцена
Чтобы взять реванш, Пфрим, Струтион и Физигнатус хотят привлечь на свою сторону Стробилуса, рассчитывая на извечное соперничество между служителями Язона и Латоны. Они подслушивают, как Стробилус жалуется судье Филлипиду на то, что священные лягушки теперь вместо привычного «ква-ква» издают жалобные стоны – не иначе как Латона предупреждает жителей об опасности: в городе может восторжествовать беззаконие. А виной всему аисты, которых завел не кто иной как первосвященник Агатюрсус. При этом разговоре присутствует дама Салабанда, после неудачи у Антракса переметнувшаяся во вражеский лагерь. Поскольку никто из них не в силах представить, к каким последствиям может привести обращение к Совету десяти, все трое приходят к выводу, что самое лучшее сейчас – как следует пообедать. Такого же мнения придерживается и шпионящая за ними троица.
Стробилус приглашает Совет десяти к пруду Латоны, чтобы старейшины своими глазами увидели преступление, творящееся против священных лягушек. Но Горго отвлекает старцев своим пением и затея Стробилуса проваливается.
6-я сцена
Заседание Большого совета четырехсот. Пфрим выступает с пламенной речью: «Свободу народу» и т.д. Судья Филлипид призывает членов Совета принять честное и непредвзятое решение по этому запутанному делу и распоряжается, чтобы в зал заседания для наглядности привели осла. Но тут выясняется, что осел умер от голода в общественных конюшнях. Филлипид воспринимает это как прямое указание богов положить конец всем спорам и раздорам. Судебные издержки будут покрыты из городской казны. Пфрим объявляет о готовности цеха сапожников воздвигнуть ослу памятник. Пусть он напоминает потомкам, как цветущая республика чуть было не погибла в междоусобицах из-за такого пустяка, как тень осла. Струтион и Антракс в знак примирения протягивают друг другу руки.

Х Свернуть

Jugend-Festorchester Hellbrunn. Летний фестиваль в Хелльбрунне, 1983. Peter Branoff - Struthion, Zahnartz, Chris Merritt - Antrax, Eseltreiber, Florentina Giurca - Krobyle, seine Frau, Felicitas Morawitz - Gorgo, seine Tochter, Gertrud Ottenthal - Salabanda, Putzmacherin, Georg Tichy - Philippides, Stadtrichter, Ernst Dieter Suttheimer - Physignatus, Advocat, Paul Wolfrum - Polyphonus, Advocat, Jaroslav Stajnc - Pfriem, Zunftmeister, Ernst Gutstein - Agathyrsus, Oberpriester des Jasontempels.
      (10)  


Satir (04.12.2018 13:13)
Вот это да!!! Последняя опера Штрауса, и последняя опера здесь, завершающая весь список
опер композитора!!! Огромное спасибо Вам, Osobnyak, за этот подарок на Новый Год!:)

Satir (04.12.2018 13:28)
Кстати, вот состав исполнителей:
Peter Branoff - Struthion, Zahnartz
Chris Merritt - Antrax, Eseltreiber
Florentina Giurca - Krobyle, seine Frau
Felicitas Morawitz - Gorgo, seine Tochter
Gertrud Ottenthal - Salabanda, Putzmacherin
Georg Tichy - Philippides, Stadtrichter
Ernst Dieter Suttheimer - Physignatus, Advocat
Paul Wolfrum - Polyphonus, Advocat
Jaroslav Stajnc - Pfriem, Zunftmeister
Ernst Gutstein - Agathyrsus, Oberpriester des Jasontempels

Osobnyak (04.12.2018 15:12)
Satir писал(а):
Кстати, вот состав исполнителей:
Peter Branoff - Struthion, Zahnartz
Chris Merritt - Antrax, Eseltreiber
Florentina Giurca - Krobyle, seine Frau
Felicitas Morawitz - Gorgo, seine Tochter
Gertrud Ottenthal - Salabanda, Putzmacherin
Georg Tichy - Philippides, Stadtrichter
Ernst Dieter Suttheimer - Physignatus, Advocat
Paul Wolfrum - Polyphonus, Advocat
Jaroslav Stajnc - Pfriem, Zunftmeister
Ernst Gutstein - Agathyrsus, Oberpriester des Jasontempels
Всё ленился его добавить.
Спасибо!

Satir (12.12.2018 13:42)
Впечатления - самые неожиданные!
Разве кому было не интересно узнать, послушать, что же напишет Штраус после `Каприччио`,
каким будет следующее за ним произведение? И вот, что же мы, наконец, видим? Оставим пока
в сторонке, что по времени разговоры занимают добрых 2/5 части призведения. Поговорим о
мелодиях. Может быть, я ошибаюсь, возможно, это полностью мое субъективное мнение, но...
мелодии очень простые, их не сложно напеть, а хоровые партии напоминают народные
песнопения. Так и хочется сказать: проживи Штраус еще лет десять - и он стал бы писать
песни к кинофильмам!)))
Но качество записи - такое ощущение, что записывалось в сороковые-пятидесятые годы! Тем
более что, на мой взгляд, Штраус такой композитор, которого надо слушать, чтобы
максимально его понять и полюбить, в чистейших записях. Возьмем `Гунтрама` и `Потухшие
огни`, как первые оперные сочинения, когда еще рано утверждать о его генальности: из-за
отличного качества записи эти оперы сразу принимаются и нравятся. И совершенно обратное
можно сказать о записях с плохим качеством.

weina (12.12.2018 22:24)
Satir писал(а):
Впечатления - самые неожиданные!
Разве кому было не интересно узнать, послушать, что же напишет Штраус после `Каприччио`,
каким будет следующее за ним произведение? И вот, что же мы, наконец, видим? Оставим пока
в сторонке, что по времени разговоры занимают добрых 2/5 части призведения. Поговорим о
мелодиях. Может быть, я ошибаюсь, возможно, это полностью мое субъективное мнение, но...
мелодии очень простые, их не сложно напеть, а хоровые партии напоминают народные
песнопения. Так и хочется сказать: проживи Штраус еще лет десять - и он стал бы писать
песни к кинофильмам!)))
Но качество записи - такое ощущение, что записывалось в сороковые-пятидесятые годы! Тем
более что, на мой взгляд, Штраус такой композитор, которого надо слушать, чтобы
максимально его понять и полюбить, в чистейших записях. Возьмем `Гунтрама` и `Потухшие
огни`, как первые оперные сочинения, когда еще рано утверждать о его генальности: из-за
отличного качества записи эти оперы сразу принимаются и нравятся. И совершенно обратное
можно сказать о записях с плохим качеством.
Этот зингшпиль Штраус начал сочинять по
просьбе директора гимназии при бенедиктинском монастыре в Эттале, и предназначался он для
исполнения учащимися гимназии - наверное, этим можно объяснить незатейливость музыки. За
основу взяли главу из романа К.М. Виланда (1733-1813), в котором речь идет о жителях
вымышленного города Абдеры, прославившихся своей глупостью (античный аналог немецкой
Шильды). После смерти Штрауса всю работу по завершению и оркестровке сочинения проделал
учитель музыки вышеозначенной гимназии Карл Хаусснер (в прошлом капельмейстер, учившийся
композиции у Йозефа Хааса). Премьера состоялась 7 июня 1964 г. в аббатстве Этталь.

Эта запись, по всей видимости, делалась в Хелльбрунне во время показа спектакля на
открытом воздухе, поэтому и качество такое неважнецкое. На всякий случай я выложила
синопсис - вдруг кому-нибудь все же захочется ее послушать.

Satir (13.12.2018 18:34)
weina писал(а):
Этот зингшпиль Штраус начал сочинять по просьбе
директора гимназии при бенедиктинском монастыре в Эттале, и предназначался он для
исполнения учащимися гимназии - наверное, этим можно объяснить незатейливость музыки. За
основу взяли главу из романа К.М. Виланда (1733-1813), в котором речь идет о жителях
вымышленного города Абдеры, прославившихся своей глупостью (античный аналог немецкой
Шильды). После смерти Штрауса всю работу по завершению и оркестровке сочинения проделал
учитель музыки вышеозначенной гимназии Карл Хаусснер (в прошлом капельмейстер, учившийся
композиции у Йозефа Хааса). Премьера состоялась 7 июня 1964 г. в аббатстве Этталь.

Эта запись, по всей видимости, делалась в Хелльбрунне во время показа спектакля на
открытом воздухе, поэтому и качество такое неважнецкое. На всякий случай я выложила
синопсис - вдруг кому-нибудь все же захочется ее послушать.
Очень интересное и
исчерпывающее разъяснение!).. Вывод из него: мы не можем ставить этот, как вы определяете,
зингшпиль, в один ряд с его операми. Так?.. Но даже если и так, я с удовольствием слушал
бы это произведение в данной постановке, несмотря на его качество записи, если бы там пели
и разговаривали на русском языке))) Поэтому буду ждать другое, `чистое` исполнение!)

Не сомневайтесь: многие еще и послушают эту оперу, и прочтут Ваш синопсис! И первый
читатель - я!:)

weina (13.12.2018 23:51)
Satir писал(а):
Не сомневайтесь: многие еще и послушают эту оперу, и
прочтут Ваш синопсис! И первый читатель - я!:)
Ну, тогда Вы м.б. с интересом прочтете
и подробный синопсис `Елены`, который я выложила сегодня. Хотя, если честно, содержание
оперы - галиматья несусветная, и я совсем не уверена, что внятно его изложила.

Satir (17.12.2018 17:01)
weina писал(а):
Ну, тогда Вы м.б. с интересом прочтете и подробный
синопсис `Елены`, который я выложила сегодня. Хотя, если честно, содержание оперы -
галиматья несусветная, и я совсем не уверена, что внятно его изложила.
Спасибо!)..
Сюжет оперы Вы изложили изумительно! Готов держать пари с любым, что более полного и
детального изложения он(она) не найдут в просторах интернета. Ну а если и найдут - после
Вашего пересказа читать другой у меня уже нет ни интереса, ни охоты. Я лучше еще раз
послушаю эту оперу!))

weina (17.12.2018 21:56)
Satir писал(а):
Я лучше еще раз послушаю эту оперу!))
Я
скачивала и слушала `Елену` в двух исполнениях - с Ботштейном и Корстеном. Обе записи
хорошие, но если бы партнером Деборы Войт был Штефен О`Мара (вместо Таннера), получилось
бы совсем идеально.
Вряд ли буду слушать эту оперу еще раз, она кажется мне малоинтересной. Музыка не блещет
оригинальностью, и в ней нет изысканности и юмора `Каприччио` или `Ариадны`, если не
считать юмором воплощение на полном серьезе дурацкого сюжета да пару откровенных отсылок к
Вагнеру (траурный марш на смерть Да-Уда и сцену с волшебным напитком).

Синопсис `Елены` (как и `Тени осла`) я составляла сама и больше никуда не выкладывала,
так что его действительно можно прочитать только по-русски и только здесь.

Osobnyak (17.12.2018 22:04)
Satir писал(а):
Спасибо!).. Сюжет оперы Вы изложили изумительно!
Готов держать пари с любым, что более полного и детального изложения он(она) не найдут в
просторах интернета. Ну а если и найдут - после Вашего пересказа читать другой у меня уже
нет ни интереса, ни охоты. Я лучше еще раз послушаю эту оперу!))
Можно `Историю
абдеритов` прочесть - вполне себе чтиво. Довольно смешной роман...



 
     
Наши контакты